Рекомендации учителя-логопеда

Рекомендации родителям по теме “Овощи”.

1) Родителям рекомендуется:

1. Рассмотрите с ребенком овощи  или картинки с изображением овощей:  картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, редиску, горох, лук, перец, кабачок, баклажан и др.

2. Спросите ребенка, как это можно назвать одним словом (Овощи).

3. Выясните, знает ли ребенок, где растут овощи (в огороде, в земле, на земле,  в парнике, в теплице, на грядке).

4. Попросите  ребенка перечислить овощи:

- желтого цвета (репка, репчатый лук, перец), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зеленого цвета (салат, горох, зеленый лук), оранжевого цвета (морковь) и фиолетового цвета (баклажан);

- овощи, которые можно есть сырые и которые надо варить.

5. Объясните ребенку, когда  и как сажают овощи. Спросите ребенка, что нужно делать, чтобы получить хороший урожай овощей.

2) Игры по теме:

1. «Один — много»

Огурец — Огурцы                                     
Кабачок —Кабачки
Баклажан — Баклажаны
Помидор — Помидоры

2. «Образуй прилагательное»

Сок из огурца (огуречный сок). Сок  из свеклы? (свекольный сок).

Салат из моркови, капусты, лука, чеснока и др;

Суп из гороха, фасоли, картофеля и др.;

Икра из кабачка, тыквы, баклажана и др.;


3. «Скажи наоборот»

 Широкая грядка – узкая  грядка, старый картофель (молодой),

тяжелый кабачок (легкий), чистая морковка (грязная),

спелый помидор (незрелый), длинный огурец (короткий)

 

4. «Подбери определение»

Огурец какой? (зеленый, овальный, твердый, шершавый, крупный, мелкий, вкусный, сочный).

Помидор какой? (Красный, круглый, сладкий, мягкий, сочный, гладкий) и др.

5.  «Посчитай овощи по образцу».

Образец: один помидор, два помидора, пять помидоров (огурец, кабачок, баклажан)

6. «Опиши овощи по плану»:

—    Как называется овощ?
—    Где он растет?
—    Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

—   В каком виде его едят (сыром или вареном)?
—    Что можно приготовить из него?

Например: Это морковь. Она растет в земле. Она оранжевая, овальная, гладкая, твердая, сладкая. Её можно есть сырой и варёной. Из неё можно приготовить сок, салат.

7. «Что делаем на огороде?»

Весной - копаем, рыхлим землю, делаем грядки, высаживаем семена, поливаем;

Летом - пропалываем, удобряем землю, поливаем

Осенью – собираем огурцы, помидоры, выкапываем картофель, свёклу, выдергиваем морковь, срезаем капусту и т.д.

8. «Отгадай загадки».

Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)

На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый (огурец)

Голова на ножке, в голове горошки (горох)

Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки. Целый день на животе нежится на грядке (капуста)

 


Рекомендации учителя-логопеда родителям

по теме «Виды спорта». 

Родителям рекомендуется:

- поговорить с ребенком о видах спорта, обратить внимание ребенка на то, что есть летние и зимние виды спорта;

- спросить ребенка, как называются спортсмены разных видов спорта; спортивные снаряды, места, где проводятся спортивные соревнования

- научите ребенка играть в бадминтон, мяч, прыгать через скакалку и т.д.

- объяснить ребенку, для чего нужно заниматься спортом, физкультурой
Игры по теме:

1."Как называется?" 

Спортсмен, который играет в хоккей,  футбол, волейбол, баскетбол, теннис, шахматы?

Спортсмен, который ходит на лыжах?

Спортсмен, который бегает на коньках?

Спортсмен, который занимается фигурным катанием?

Спортсмен, который катается на велосипеде, мотоцикле?

Спортсмен, который поднимает штангу?

2.     «Про каждый предмет сказать «спортивный, спортивная или спортивное»:

зал (спортивный зал), форма, команда, площадка, соревнование, игра, снаряд, судья, костюм, школа
3.     «Как назвать»

Мяч для волейбола - волейбольный

Мяч для баскетбола - …

Мяч для футбола - …

Ракетка для тенниса - …

Шайба для хоккея - …

Колесо для велосипеда - …

Палки для лыж - …

Доска для шахмат - …

 4. «Кому что нужно для занятий спортом»

Санки нужны  - саночнику
Клюшка и шайба – …
Ракетка  - …
Коньки - ….
Лыжи и палки - …
 Велосипед - …
 Резиновая шапочка и очки - …
 Мяч -

         5. «Спортсмены - он, она, они»

Хоккеист - хоккеистка – хоккеисты
Гимнаст - гимнастка - гимнасты
Лыжник - лыжница - лыжники      
Пловец - пловчиха -пловцы  
Футболист - футболистка - футболисты
Фигурист - фигуристка - фигуристы
Теннисист - теннисистка - теннисисты
Велосипедист - велосипедистка – велосипедисты
Шахматист – шахматистка - шахматисты


6.  «Закончи предложение»
Зимой играют в хоккей, а летом в ….
В футбол играют мячом, а в хоккей …..
На лыжах бегут по снегу, а на коньках по …
Теннисист играет на корте, а баскетболист на …


Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы (Санки)
 
7. Отгадайте загадки.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)



тема «Посуда»
Родителям рекомендуется: 
1.     Рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую. Закрепить с ребенком названия посуды. 
2.     Показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте).
3.     Рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Рассказать ребенку, что нож, вилка, ложка  - это столовые приборы

Игры по теме
 1.     «Какая посуда?»
Стакан из стекла              (Стеклянный)                                                                                                                      Чашка из фарфора (Фарфоровая)                                                                                    Ложка из серебра                                                                                                               Миска из пластмассы (Пластмассовая)                                                                         Кастрюля из металла (Металлическая)
Кувшин из глины (Глиняный)
Вилки из меди  (Медная)
Ваза из хрусталя (Хрустальная)
Масленка из керамики (Керамическая)

2. «Где хранят?»
Хлеб  (в хлебнице)                          
Салат  (в салатнике)                        Чай (в чайнике)
Соль (в солонке)                              Кофе (в кофейнике)
Масло (в маслёнке)                         Конфеты (в конфетнице)

3. «Посчитать посуду по образцу»: 
Один чайник, два чайника, три чайника и т.д. 
Блюдце, чашка, нож.
4. «Как назвать»
Машина, которая варит кофе (Кофеварка)
Машина, которая мелет кофе (Кофемолка)
Машина, которая перемалывает мясо (Мясорубка)
Машина, которая режет овощи (Овощерезка)
Машина, которая выжимает сок из фруктов (Соковыжималка)
Машина, которая чистит картофель (Картофелечистка)

5. «Откуда возьмем посуду?»
Стакан на подносе.  Стакан возьмём с подноса
Кастрюля на плите…
Блюдце под чашкой…
Тарелка в шкафу….
Миска за чайником….
6.  Отгадать загадки
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
Если я пуста бываю,
Про себя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду (Ложка)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ... (Сковорода)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)


Теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Родителям рекомендуется: 
Рассказать ребенку об  основных видах одежды, обуви и головных уборов и их назначении.  Объяснить ребенку, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя, весенняя; детская, мужская, женская; праздничная, рабочая, спортивная, домашняя и т.д. 
Рассмотрите с ребенком одежду и детали одежды (рукава, воротник, петельки, застежки, манжеты, карманы и др.), детали обуви (каблук, голенище, шнурки, подошва, стелька, пятка, носок и др.). Поговорите о том, кто изготавливает одежду и обувь и из каких материалов.

Игры:
1. «Кто больше подберёт определений»
Кофта (какая?) - вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т.д. 
сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, берет

2. «Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме)
У меня шапка, а у куклы - шапочка.
(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм, панама)


3. «Сосчитай» (согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5)
Юбка - одна юбка, три юбки, пять юбок 


(шапка, куртка, платье, юбка, шарф, сарафан, майка, рукавица, футболка, носок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, рукав, воротник, берет)



4. «Четвертый - лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)


Платье юбка, шапка, майка
Шуба, пальто, ботинки, брюки
Валенки, куртка, сапоги, ботинки
Шорты, майка, берет, юбка

Шапка, кепка, пижама. шляпа

5. «Один – много».
Кофта – кофты, юбка — …, рубашка — …, футболка — …, плащ — …, куртка -…, носок -…, майка — …, , шапка – …., свитер – ….., шуба — …, платье – ….., и др.

6. «Скажи наоборот о действии».
Надевать – снимать, завязывать – развязывать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, покупать – продавать, запачкать-постирать, промочить-высушить, порвать-починить

7. «Какая одежда  и обувь бывает?» 
Верхняя (плащ, пальто, шуба и др.), детская…, взрослая…, женская…, мужская…, спортивная…, зимняя.., осенняя.., весенняя…, праздничная…, домашняя…,,

8. «Из чего сделаны одежда, обувь, головные уборы?»
Куртка – их кожи – кожаная
Шуба – из меха -…         Брюки – из вельвета - …..  Шапка – из шерсти -…,
Сапоги – из резины - … Валенки – из войлока - …  Платье – из ситца -…, Рубашка – из шёлка - … Панама – из льна -…          Свитер – из трикотажа -  Шаль – из пуха - …

9. «Скажи наоборот о признаке»
Плащ длинный, а куртка – …(короткая), 
Джинсы грязные, а комбинезон…(чистый), 
Футболка светлая, а рубашка…(темная).
У туфель высокий каблук –  а у ботинок -…(низкий), 
У кроссовок толстая подошва – а у тапочек …(тонкая

10 . «Расскажи о своей одежде, обуви, головном уборе» 
«Платье - это женская одежда. Оно сшито из шёлка. Оно шёлковое. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».
«Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из хлопка. Она хлопковая. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
«Сапоги - это обувь. Они сделаны из кожи. Они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».



теме «Человек, части тела человека"
Родителям рекомендуется:
Спросить детей о названиях основных частей тела человека, их функциях. Попросить показать части тела на себе, на кукле, на картинке. 
Учить детей ориентироваться в пространстве (вверх  - вниз, спереди – сзади, направо – налево, вперед – назад), различать правую и левую руку и ногу.

Игры по теме:
1. «Сосчитай до 10» 
Палец, ухо, рука, нос, глаз

2. «Подобрать как  можно больше слов-действий»:
Что можно делать:
- глазами – видеть, смотреть, моргать, читать и т.д.
- руками –
- ногами –
- зубами –
- языком –
- губами - 

- головой –


- пальцами -





3. «Сказать про много предметов»

Ухо – уши – много ушей 
Глаз – ….  нос - … палец - … рука - …  рот - …  нога - …  лоб - …

4. «Как ухаживают»:
За волосами – волосы моют, расчесывают, вытирают, сушат…
За зубами  - зубы… .
За лицом - лицо… .

5.  «Закончить предложение»:
Язык нужен для того, чтобы ….    
Нос нужен для того, чтобы… .      
Уши нужны для того, чтобы… .
Руки нужны для того, чтобы….    
Ноги нужны для того, чтобы…

6. «Назови ласково»                                                                        
Рука – ручка     Нога –        Лоб –              Живот –           Палец –
Нос –                Уши –          Щека –         Брови –           Язык –
Ноготь -           Локоть -     Ладонь -       Затылок -         Плечо - 

7. «Что случится, если человек перестанет»:
- умываться –
- чистить зубы –
- есть –
- пить –
- гулять –
- расчесывать волосы –

8. «Собери предложение»
Едой, перед, руки, мыть, надо.
Утрам, необходимо, по, зарядку, делать.
Надевал, ноги, мальчик, на, ботинки.

9. «Когда говорят?»
Глаза боятся, а руки делают.
Одна голова хорошо, а две – лучше.
Язык до Киева доведет

10. Отгадать загадки
Всегда он в работе, когда говорим,     Два брата через дорогу живут,
И отдыхает, когда мы молчим                        А друг друга не видят


Комментариев нет:

Отправить комментарий